Выбрать язык:

Ловим кадр. Рыболовная фотография с Дмитрием Ивахновым.

Почти у каждого рыболова присутствует желание запечатлеть для истории свои трофеи. И самый надёжный способ для этого — фотография. Но вот незадача: у одних авторов эти снимки приводят зрителей в восторг, а у других не вызывают абсолютно никакой реакции. И автор, планировавший поделиться своей радостью, недоумевает и расстраивается.

Как быть? Штудировать тома по технике фотографии и эстетике? adriaticnature постарался разобраться в вопросе и пригласил побеседовать на свои страницы известного петербургского фотографа Дмитрия (Grant) Ивахнова, автора статей по трэвел-фото и поэтике фотографии. Финалиста конкурсов “My Canon”, чьи материалы публикуют журналы “Потребитель: Фото и видео”, “Всемирный Следопыт”, “Digital Photo”, “Foto&Video”, “Фотолюбитель”, “First Key”, “Цифровик”, “ART-INDEX” и многие другие издания.

(Дмитрий (Grant) Ивахнов. Фото автора)

Дима, привет! Спасибо, что согласился поговорить о таком редком жанре, как “рыболовная фотография”, хотя этот термин достаточно условный. Как думаешь, что требуется профессиональному рыболову, но совсем непрофессиональному фотографу, чтобы получить достойный кадр?

Конечно, рыболов не обязан быть профессиональным фотографом. Поэтому не нужно покупать дорогостоящую и тяжелую аппаратуру. Но если хочется получить эффектный кадр, то все же стоит приобрести приличную фотокамеру.

Можно возразить, что сейчас фотоаппарат встроен в каждый современный смартфон. Но дело в том, что камеры в смартфонах сконструированы так, чтобы пользователь смог сделать кадр на память. Не более. Качество тут отодвигается на второй план.

(Фото © trustedreviews.com)

А вообще возможно получить хороший кадр на смартфоне?

Конечно. Только для этого придётся приложить много усилий. Разумнее для съемки рыболовных трофеев приобрести беззеркальную камеру. Эти камеры маленькие, удобные в управлении, не занимают много места и мало весят. Когда будете выбирать беззеркалку (mirrorless camera) обратите внимание на два момента.

Первый: выбирайте фотоаппарат, позволяющий использовать сменные объективы. Это позволит добиться лучшего качества, которое встроенные объективы дать не смогут.

И второе: камера обязательно должна обладать пыле- и влагозащитой. Сейчас на рынке много беззеркальных камер, ассортимент велик. Их выпускает Panasonic, Olympus, Canon, Nikon, Sony, Fuji. Какую марку выбрать — дело личного вкуса и кошелька. Но ещё раз подчеркну: камера должна быть защищена от пыли и брызг.

(Фото © dailymotion.com)

Понятно, что с ней вы все равно не сможете нырять. Для этого нужны специальные боксы. Но, как минимум, будете застрахованы от того, что случайные брызги или пыль не причинят ей вреда. Это же правило распространяется и на оптику.

Обратите внимание на то, что объективы тоже должны иметь встроенную защиту от пыли и капель. Иначе может выйти так, что вы потратите деньги на камеру с защитой от брызг, моросящего дождя или пыли, а вот объектив приобретёте обычный и в суровых условиях он выйдет из строя.

(Фото © aditech-uw.com)

Какие объективы имеет смысл купить в первую очередь?

Советую покупать объектив с переменным фокусным расстоянием, которые обычно называют зум-объективами (zoom lenses). В этом случае вам не придётся бегать, чтобы приблизиться или удалиться от объекта съёмки. Достаточно повернуть кольцо на объективе.

Можно порекомендовать приобрести светосильный зум-объектив, то есть объектив с относительным отверстием — 2.8. Они стоят дороже, но зато позволяют без проблем сделать кадр на вечерней зорьке или у костра. Все современные объективы имеют автофокус, и вам не придётся наводиться на резкость вручную.

(Фото © fujiya-avic.jp)

Потребуется ли ещё какое-либо оборудование?

В принципе, камеры и объектива достаточно. Многие думают, что потребуется вспышка, но без неё легко обойтись. Вряд ли вы захотите делать фотографии в кромешной тьме. Но даже и тогда можно что-то придумать, чтобы использовать источники постоянного света: лампы, фонарики, светодиодные осветители или даже пламя костра или факела. Постоянный источник света легче контролировать. Вы отчетливо будете видеть, как падают тени на объект.

Если же вы твёрдо намерены снимать пейзажи, то тогда понадобится штатив, но если это не входит в ваши планы, то штатив — излишен.

Допустим, куплена камера и оптика. Но она не снимает сама. Что нужно сделать, чтобы получить хороший кадр?

Чтобы получать стабильно хороший результат необходимо соблюдать несколько простых правил. Во-первых, ваш кадр должен быть резким. Проверяйте работу автофокуса. Смотрите на вашу фотографию на дисплее камеры. Непременно увеличьте изображение. Тогда любые погрешности буду хорошо заметны.

Во-вторых, следите, чтобы ваши снимки не были смазанными. Для этого возьмите за правило не снимать с рук с выдержкой ниже 1/100 секунды. А если уж света мало и требуется длинная выдержка, зафиксируйте камеру о любой неподвижный объект, например о ветку или валун. Ваша задача сделать так, чтобы камера не дрожала при длинной выдержке. Смазывание картинки получается именно из-за этого.

(Фото © hamburger-fotospots.de)

Кстати, многие современные беззеркалки имеют встроенный стабилизатор изображения. Если он есть в вашей камере, и включен, то это позволит вам слегка расслабиться и снимать с более длинной выдержкой. Суть работы стабилизатора в том, что матрица фотоаппарата двигается в такт движения и компенсирует дрожание камеры. Это не заменит съемку со штатива, но позволит избежать “смазов”.

Третье. Старайтесь снимать с небольшим ISO. Помните, чем меньше у вас выставлено ISO, тем более детальный и сочный кадр вы получите. Чем выше ISO, тем качество хуже. Для всех беззеркалок (что бы не утверждала реклама) не советую поднимать ISO выше 800 единиц.

(Фото © photocharge.kocz.hu)

Всё, о чём ты сейчас рассказывал, касается техники съемки. А что можно сказать о творческой составляющей?

Чтобы получить красивый кадр нужно помнить о двух вещах, а именно о свете и композиции.

Всегда следите за тем, чтобы на объект съемки падал хороший свет. Идеально, если он будет падать сбоку. Избегайте снимать, когда источник света находится сзади объекта съемки. В этом случае вам будет сложно получить хороший кадр без специальных отражателей или вспышки.

Также обращайте внимание на то, чтобы свет не падал из-за спины фотографа. В этом случае рисунок будет плоским и скучным.

Это же касается варианта, когда свет падает строго сверху. Именно поэтому худшее время для фотосъемки, когда солнце стоит в зените.

Кроме того, старайтесь не снимать при смешанном свете. Например, одна половина предмета съемки освещена дневным светом, а на другую падают отблески костра. В этом случае ваш объект будет разноцветным. С одной стороны — голубоватым, с другой — желтоватым. Наш глаз адаптируется, и мы не замечаем разницу в цветовой температуре света. А вот камера это точно зафиксирует и кадр будет испорчен.

(Фото © blisch.by)

Второе, о чём нужно помнить — композиция. Старайтесь не располагать объект съемки в центре кадра и вообще, по возможности, избегать симметрии.

Следите, чтобы на фоне не было «мусора»: веток, растущих из голов и столбов из плеч.

Старайтесь не обрезать конечности людям, ну или плавники и хвосты рыбам.

Если нужно подчеркнуть размеры вашего улова, то следует включить в кадр нечто, что позволит зрителю судить о масштабе. Любой знакомый объект, размеры которого нам известны заранее. А вот если, наоборот, требуется зрительно увеличить размеры вашей добычи, то следует пойти на небольшую хитрость. Снять с близкого расстояния широкоугольным объективом. То есть таким, у которого фокусное расстояние находится в диапазоне от 16 до 24 мм. Или на нижней величине зума. Обычно это 24 мм.

Однако обратите внимание вот на что. Те цифры, которые я даю, рассчитаны на так называемый “полный кадр”. Большинство же беззеркалок имеют “кропнутую” матрицу, поэтому следует это учитывать при покупке объектива. Остальные матрицы меньше по размеру, т. е. обрезанные (кроп – по-английски “обрезать”).

(Фото © Dmitry Potapov)

Какие особенности есть именно у «рыболовной фотографии»?

Я бы выделил так же два направления. Первое — «эстетическое» и второе — «этическое». Под «эстетикой» я подразумеваю, что в кадре не должно быть ничего, что будет раздражать взгляд зрителя. В кадре должен быть порядок. Старайтесь избегать разбросанной упаковки и снастей, консервных банок или окурков. Также внимательно смотрите на то место, которое вы фотографируете.

Например, на песке могут остаться отпечатки от подошв, ил, щепки. На траве могут быть «залысины». Приучите себя внимательно рассматривать то, что будет на вашей фотографии, прежде чем нажимать кнопку.

Снимайте вдумчиво.

Если необходимо сфотографировать снасти, то разложите их аккуратно, лучше перпендикулярно друг другу, и фотографируйте строго сверху. Тогда у вас получится кадр в модном ныне стиле flat lay. Примеры съемок в этом стиле легко найти в “инстаграмме”.

Что же касается «этики», то нужно щадить чувства своих зрителей. Не стоит в кадр включать куски туш, ножей в крови, частей разделанной рыбы и пр.

(Фото © Alice Red. alicered.co.uk)

Кадр получен. Что дальше? Его нужно обрабатывать на компьютере?

В этом нет никакой нужды. Все современные камеры позволяют проводить первичную обработку уже внутри них самих, сразу же после того, как вы нажали на кнопку. Для этого нужно снимать в формате .jpg и настроить отображение на экране так, как вам нравится.

Внутрикамерный джипег можно менять по яркости, контрастности и насыщенности. Делать теплее или холоднее. Или не заморачиваться, а просто выбрать одну из готовых предустановок, которые уже зашиты в её меню.

А вот если вы хотите иметь возможность сразу выкладывать фотографии в сеть, то покупайте камеру, в которой есть встроенный wi-fi. Тогда вы сможете подключить её к смартфону и немедленно начать выкладывать фотографии непосредственно с места рыбной ловли.

И напоследок самое основное правило: снимайте чаще. Чем чаще вы будете фотографировать, тем лучшие результаты у вас будут получаться.

Если снимать от случая к случаю, то покупка даже самой “навороченной камеры” не даст искомого результата.