Выбрать язык:

Знакомство с каяком. Христофор Памятных.

Рыбная ловля с каяка – популярное направление в морской, да и не только в морской рыбной ловле. Многие рыболовы, интересующиеся вопросом, давно посматривают в сторону этого плавательного средства, но до конца часто не понимают его плюсов и минусов.

Рассказать про рыболовный каякинг adriaticnature попросил прекрасного рыболова, называющего себя “просто удачливым” и практикующего ловлю с каяка на протяжении нескольких последних лет.

Христофор Памятных, большую часть времени проживая в Софии, Болгария, с помощью данного плавательного средства и искусственных приманок регулярно совершает вероломные нападения на рыб Адриатического, Ионического, Эгейского и других морей Средиземноморского бассейна.

(Христофор Памятных. Фото автора)

Христофор, спасибо, что нашёл время для беседы. С твоего позволения, начнём с вопроса, который может показаться тебе нелепым – скажи, пожалуйста, чем отличается прогулочный каяк от каяка, предназначенного для рыбной ловли?

Давным-давно каяки делали из деревянной основы-скелета, обшитого шкурами. Потом стали изготавливать полностью из дерева, но принцип остался тем же – полая лодка с пространством, в которое помещаются ноги и нижняя часть туловища. С появлением новых технологий, классические каяки начали производить из стеклопластика, углепластика и полиэтилена.

Основной недостаток классических (их называют также Sit-In) каяков, что садиться в такую лодку на воде достаточно неудобно, да и кроме самого процесса передвижения чем-либо другим заниматься тяжело. Я не говорю невозможно, могу лишь сравнить с ездой на шоссейном велосипеде по горным тропам.

(Sit-In каяк. Фото © bestconsumerreviews.com)

Но появились Sit-On-Top каяки. Изначально предназначенные для дайвинга, они очень понравились рыболовам, охотникам, фотографам и даже непрофессиональным туристам, благодаря своей устойчивости на воде.

Технологии производства Sit-On-Top каяков шагнули вперёд по сравнению с классическими, как и усовершенствование их форм – сегодня не проблема сделать лодку с двойным дном или корпусом, или изготовить каяк-тримаран.

(Каяк-тримаран. Фото © smalltrimarans.com)

Тримаран предоставляет возможность загрузить большое количество вещей на борт, которые будут легко доступны во время рыбной ловли, а также возможность практически безболезненно для лодки устанавливать различные аксессуары: держатели удилищ, эхолот, навигатор и так далее.

Далеко не на последнем месте – удобство посадки в Sit-On-Top каяк на воде. Всё перечисленное делает его неплохой альтернативой небольшим моторным лодкам.

(Sit-On-Top каяк. Фото © kayakhelp.com)

А есть ли преимущества у Sit-On-Top каяков перед небольшими моторными лодками?

Довольно сложный вопрос, так как я маленькой “моторкой” почти не пользовался. В основном все воспоминания – о лодке моего друга, правда на лодке стоял двигатель “Салют”, если не ошибаюсь. И мой друг за полгода, из абсолютно неосведомлённого в технических вопросах рыболова, превратился в человека, который неплохо разбирается в двигателях внутреннего сгорания.

По моему мнению, преимуществ несколько. Скромно признаюсь, я всегда стремился отличаться от других. Моторные лодки есть у всех. Когда я купил каяк, каяка не было ни у кого. Каяк “круче” – он мне нравится, как и велосипед. Каяк более “проходимый” и манёвренный. На каяке можно залезть в те места, куда на моторной лодке и не подумаешь соваться. Оказываешься, например, в дельте Дуная, где по заросшим протокам срезаешь десяток километров до выбранной цели.

Парусность у каяка меньше, чем у лодки, ветром его практически не сносит. Кроме того, при помощи руля можно регулировать направление сноса, что позволяет облавливать интересующие участки в море или не спеша дрейфовать вдоль берегов пресноводных водоёмов, вылавливая рыб из-под нависающих деревьев и кустов.

(Каяки в дельте Дуная. Фото © travelguideromania.com)

Каяк легче в обслуживании – даже мой парусный тримаран за 15 минут переходит из собранного состояния, находясь на багажнике автомобиля, в боевую готовность на воде. И еще его можно катать на тележке от пляжа до гостиницы.

У вёсельных каяков вероятность чему-либо сломаться – практически нулевая. Мореходность у хороших каяков на порядок лучше, чем у надувных лодок. Мой рекорд – шестибальный шторм в море 31-го декабря. Категорически не хочу повторять, однако в тот момент у меня не было никаких сомнений, что успею выбраться. Успел добраться до берега, находясь в 18-ти километрах от машины.

Не на последнем месте – бюрократия. Например, в Греции запрещено ловить рыбу с лодки, если лодка не зарегистрирована в Греции же. В Албании нужна регистрация и лицензия для управления лодкой с двигателем мощностью более одной лошадиной силы. Незнакомая лодка всегда привлекает внимание береговой охраны. Греческие контролирующие органы, а в греческих морях я ловлю достаточно часто, обожают всяческие запреты. Когда они прибывают в плохом настроении, то постараются придумать повод для штрафа. Как говорил один известный греческий рыболов, в этой стране тебя могут оштрафовать за то, что ты водишь велосипед без прав, и никого не будет интересовать, что прав для вождения велосипеда не существует. Каяк привлекает к себе меньше ненужного внимания и увеличивает количество времени, которое можно потратить на рыбалку вместо бесед, приносящих сомнительное удовольствие.

Каяк способствует хорошей физической форме. Когда у меня был каяк французской фирмы Rotomod, а именно RTM K-Largo, девушки восхищались моей спиной!-)

(Каяк Rotomod RTM K-Largo. Фото kajakshop.hu)

Конечно, убегать от шторма на 40-сильном моторе легче, чем при помощи собственных мускул, но я уверен, что преимуществ больше, нежели недостатков.

И да, забыл о самом важном моменте – тишина! Я живу в городе “миллионнике” и работаю в open space офисе, где помимо меня ещё трудятся 60 человек. Когда я оказываюсь в море и несусь по волнам в полной тишине, слушая лишь плеск воды, да шум ветра в парусах, тогда я вновь понимаю, зачем я живу. Безграничное чувство свободы и осознание того, что ты один на один с морем – невозможно передать никакими словами.

Что ты можешь сказать про меры безопасности на воде? Со стороны кажется, что большая вода и каяк друг для друга не предназначены?

Могу ошибаться, но каяк изобретен как раз для большой воды народами дальнего севера. Так получается, что у морского каяка мореходные качества лучше, чем у большинства лодок. А правила безопасности довольно просты.

  1. Всегда надевайте спасательный жилет. Абсолютно всегда.
  2. Всегда берите с собой еду и воду. Особенно воду. Я отлично знаю сколько воды мне понадобится на одну вылазку, но беру, как минимум, на одну бутылку больше.
  3. Средство связи должно быть с собой и быть надежным; я всегда выхожу в море с телефоном с уровнем водонепроницаемости IP67 и морской рацией.
  4. Всё, что не плавает и не привязано к каяку, рано или поздно утонет. Поэтому привязывать необходимо всё. И главное – весло.
  5. Обдумайте все “аварийные” выходы с моря предварительно – например, если ветер резко и неожиданно переменится, нужно знать куда можно будет причалить.
  6. Не доверяйте никогда прогнозу погоды на 100%. Море нужно чувствовать и сматывать удочки при первых признаках того, что что-то может пойти не так.
  7. Одни из самых опасных моментов – отплытие и причаливание. Полуметровые волны в море вызовут максимум морскую болезнь, но полуметровые волны около берега запросто могут перевернуть лодку. Не забывайте, что ветер и волна всегда поворачивают лодку боком к волне.

Простые меры безопасности – не бином Ньютона, но, удивительно, насколько много людей забывают/забивают на них.

Один мой знакомый некоторое время назад ловил щуку в идеальных погодных условиях. Приятель немного неряшливый, к тому же ловил в каяке стоя. Произошла поклёвка, и в этот момент он наступил на один из воблеров, которые валялись на дне. От неожиданности и боли в ноге он повалился за борт, падая зацепив и второй ногой другой тройник приманки, а заодно ещё какую-то верёвку. Хорошо, рядом находилась лодка знакомых, и они его вовремя вытащили. А был он, к тому же, без спасательного жилета. Представьте, глубина полтора метра, безветрие, светит солнце, тёплая вода и отсутствие течения. Упасть вниз головой из каяка в воду и… Казалось бы – нелепая и глупейшая ситуация, однако такие происшествия случаются, как назло, в самые спокойные и идиллические моменты жизни.

Самоуверенность в нашем деле – смертельно опасна.

  1. Чуть не забыл. Никакого алкоголя! Даже выпитая банка пива может доставить массу неприятностей.

Скажи, пожалуйста, как подходить к вопросу выбора каяка для рыбной ловли, который будет использоваться в том числе и на море?

Идеального каяка не существует. Чего стоит точно пока избегать – каяков китайских производителей “no name”. Я до сих пор не видел “китайцев” нормального качества. Они все весьма тяжелые, громоздкие и с плохими мореходными характеристиками.

Если каяк будет узким, то он будет довольно быстрым, но менее устойчивым, и на него вы сможете загрузить меньшее количество вещей. Если каяк будет шире – он будет более устойчивым, однако и более тихоходным.

Если каяк тяжелый, значит, он сделан с использованием большего количества материала, он будет крепче и можно будет его не особо жалеть. Но тогда его будет труднее грузить на багажник автомобиля.

Каяк нужно “почувствовать”.

Десять лет назад у нас практически не было выбора, и я купил упомянутый чуть выше французский каяк Rotomod RTM K-Largo. На нём, кстати, я забрался на 40 километров вверх по течению Дуная, везя с собой амуницию для недельной рыбалки, совмещённой с палаточным отдыхом. Каяк был довольно громоздким и тяжелым.

Затем приобрёл калифорнийский каяк Malibu X13, с которым не планирую расставаться и сегодня. Шустрый, чуть своенравный, но сильно любимый.

(Каяк Malibu X13. Фото yakangler.com)

И, наконец, лет 5 назад, я стал обладателем ещё одного “калифорнийца” – Hobie Adventure Island – парусного тримарана с педалями.

С Hobie у меня с самого начала не задалось. Тогда же я понял, почему в английском языке слово корабль – “ship” – единственный неодушевленный предмет женского рода. Я очень быстро успел утопить пару спиннингов с катушками и очки, каждый раз на рыбалке я промокал до нитки. Затем лопнул корпус судна ниже ватерлинии, и я 10 месяцев ждал замену каяка по гарантии. А педали ломались 3 или 4 раза в море.

(Каяк Hobie Adventure Island. Фото © outdoorchannel.com)

Но потом, я даже не понял, в какой момент, я перестал воевать с ней, и мы стали жить душа в душу. С моей девушкой Валентиной, с которой мы общаемся последние годы, у меня произошла, кстати, практически такая же история.

Выбирая для себя каяк, надо иметь в виду его доступность и популярность. Начинающим я всегда рекомендую очередных “калифорнийцев” – Ocean Kayak Prowler или Trident. Это золотая середина по критерию цена-качество и, кроме того, их несложно продать. Ocean Kayak – часть корпорации Johnsons Outdoors, которая производит электрические моторы Minn Kota, эхолоты и системы навигации Humminbird, аксессуары для троллинга Cannon, так что можно достаточно быстро найти многие совместимые причиндалы для вашего каяка.

(Каяк Ocean Kayak Trident 13. Фото kayaksandpaddles.co.uk)

Если ваш бюджет позволяет, можно приобрести Hobie Adventure Island, но надо иметь ввиду – 1. педали иногда ломаются 2. все аксессуары, например, держатели удилищ, эхолот – имеют довольно неприятные цены. Приглядитесь к продукции новозеландской фирмы Railblaza, которые, однако, всё равно не дёшевы. А сама последняя модификация каяка Adventure Island стоит порядка 6 тысяч евро в Европе.

Преимущества Hobie – в цену входит всё остальное. Приобретая, например, Ocean Kayak, надо иметь ввиду, что в базовую цену не входят руль, сиденье и весло: 200 евро за руль + 75-100 за сиденье, весло, которое можно купить за сотню, а можно и за пять.

На мой взгляд, принимая решение купить каяк, нужно ориентироваться на мировые бренды, которые прошли период детских болезней. Идеально – сначала всё перепробовать, а потом остановить на чём-то свой выбор. К сожалению, в наших условиях это практически невозможно сделать.

К каким дополнительным тратам стоит готовиться? Чем, помимо снастей, необходимо доукомплектовать каяк для рыбалок?

Начнём с эхолота. Стоимость от ста пятидесяти евро и до небес. Покупать эхолот с огромным экраном я категорически не советую, он будет кушать батарейки, как хомяк семечки. У меня стоит старенький Humminbird 570 DI с черно-белым экраном, без GPS-приёмника. На глубинах до 100 метров работает без нареканий и 8-ми амперного аккумулятора хватает на неделю активной рыбалки. Современные “портативные” расходуют такой аккумулятор за 4-6 часов. Для эхолота нужны держатели монитора и датчика, кабели, аккумулятор и зарядка к нему.

(Экран эхолота Humminbird 570 DI. Фото © Павел Воронцов)

Есть множество вариантов сэкономить не в ущерб качеству. У меня аккумулятор спрятан в герметическую коробку для продуктов питания за пару евро, штуцеры под кабели – родные Hobie, правда подарок от дилера. Стойка под экран эхолота производства новозеландской фирмы Railblaza. Датчик эхолота приклеен ко дну каяка с помощью гидроизоляционной асфальтосодержащей смолы, которая в Болгарии продается под торговым названием “Болкит”.

Датчик может совершенно спокойно работать и через дно каяка, звуковые волны сквозь пластик проходят практически беспрепятственно. Однако контакт между датчиком и дном должен быть плотным и герметичным, без пузырьков воздуха, среда должна гомогенной.

Существует несколько способов крепления датчика ко дну каяка. Первый – изготовить специальную “ванну”, которую затем залить гелем, используемым в электрокардиографии. Или вазелином. Основная проблема – рано или поздно всё в каяке будет в этих субстанциях, во всяком случае мне этого достигать удавалось. Второй – приклеить датчик эхолота ко дну с помощью эпоксидной смолы, или чего-либо подобного. Есть один момент – до сих пор не изобретены клей или смола с идеальной адгезией к полиэтилену. “Болкит” – просто липкий и не твердеет. Отличное решение за копейки.

(“Болкит”. Фото bonus96.com)

В каяке очень важно выбрать правильное место для установки экрана эхолота – он должен быть отлично виден, но при этом ни в коем случае не должен мешать. На каждом каяке есть несколько мест, где можно его подобным образом поставить.

Держатели удилищ – весьма интересная тема. Практически у каждого Sit-On-Top каяка имеется пара заводских держателей, и расположены они аккурат за сиденьем. Удивительно неудачное место! Если ловишь с помощью троллинга-дорожки – пригодится зеркало заднего вида. Но это зеркало всё равно не спасёт от воды, которая летит с вёсел на катушки спиннингов.

Чтоб монтировать держатели нужно сверлить каяк, так что стоит десять раз подумать, будет ли с того места, куда вы подносите сверло, удобно доставать удилища, и не будут ли они вам затем мешать.

У фирмы Railblaza очень удобные системы из портов и рельс под всевозможные стойки, но, как я уже раньше говорил, цены на их продукцию вынуждают задуматься о “do it yourself” вариантах.

(Аксессуары Railblaza. Фото © paddleguy.com)

Ящик для приманок. Решение вопроса – что подскажет ваша фантазия. На любой вкус и цвет. Мои знакомые используют под эту задачу, кто что нашёл, а потом закрепил в каяке. Большинство пользуется сумками из обычной ткани, в которых всё мокнет. Некоторые используют всевозможные подвернувшиеся пластиковые коробки. Для себя решил вопрос, используя ящик для зимней рыбалки.

И да, мне потребовались годы, чтобы перестать брать с собой приманки и другие предметы из соображений “а вот это мне может быть понадобится”.

Одежда. Хм. У меня самый “мокрый» каяк в мире! И мой рыболовный сезон – с октября по май. В тёплое время предпочитаю ловить в одежде для сёрфинга, а в холодное – в “сухом” костюме.

Если по каким-то причинам я не в “сухом” костюме, у меня обязательно с собой лежит ветровка и тёплая одежда с длинным рукавом в запасе.

Одежду желательно хранить отдельно от снастей, в “сухом” мешке.

Тележка для каяка не обязательная, но очень полезная штука, особенно если вы используете его в разных местах и походных условиях. И в одиночку.

Еду и воду храните в герметичных упаковках.

Какие способы рыбной ловли ты практикуешь с каяка?

Практически все способы с использованием искусственных приманок. Даже нахлыстом иногда балуюсь. В пресной воде: воблеры, силиконовые и нахлыстовые приманки. В солёной – воблеры, поверхностные и силиконовые приманки, вертикальный джиггинг и, иногда, поездки “выходного дня” с парой воблеров за кормой.

Летом ловлю рыбу в основном на пресноводных водоёмах. В море в это время активность клёва не очень совместима с каякингом, точнее, мне просто лень вставать в 3 часа ночи, чтобы в начале 4 уже быть на воде. А барракуды, ставриды и скумбрии не стоят столь ранних пробуждений на берегах Средиземного моря-).