Выбрать язык:

Слоу питч джиггинг. Луис Рамос.

Многие рыболовы знают про технику под названием “вертикальный джиггинг”, с помощью которой ловят с катеров и лодок хищных рыб. Однако многие нюансы остаются в стороне. adriaticnature постарается на своих страницах поговорить о всех тонкостях “мира” вертикального джиггинга.

Slow pitch jigging (SPJ) можно перевести с английского языка на русский как “джиггинг с медленной подачей (приманки)”. Про особенности ловли slow pitching’ом мы решили поговорить с мастером данного способа ловли Луисом Рамосом из португальского Лиссабона, проживающего в Анголе, члена “полевой” команды японского производителя спиннинговых удилищ “Zenaq”.

(Луис Рамос с бурым групером, пойманным с использованием техники SPJ. Фото © Luis Ramos)

– Луис, привет! Спасибо, что нашёл время на нашу беседу. Расскажи, пожалуйста, читателям adriaticnature немного о себе.

Привет! Спасибо тебе, что предложил поговорить на данную тему, я с большим удовольствием отвечу на вопросы adriaticnature и буду рад подсказать что-либо поклонникам SPJ.

И, конечно, большой привет всем читателям!

Я живу в Анголе, филдтестер компании Zenaq, моя работа – профессиональная рыбная ловля исключительно техникой SPJ. Мне выпал уникальный шанс заниматься SPJ на профессиональном уровне в течение последних 6 лет. Также, время от времени, выхожу в море с рыболовами в качестве рыболовного гида.

(Большой амберджек, пойманный с использованием техники SPJ. Фото © Luis Ramos)

– Вертикальный джиггинг многообразен. Скажи, пожалуйста, почему ты отдаёшь предпочтение именно SPJ?

Предпочитаю “слоу питч джиггинг” традиционному “слоу джиггингу”, так как первый предоставляет возможность поймать практически любую хищную рыбу, вне зависимости от того, где она обитает, на дне или в толще воды, с какой скоростью она перемещается и атакует свою жертву, и где в данный момент она охотится. Концепция SPJ вместе с техническим оснащением позволяет мне сэкономить время, быстро подобрав скорость и игру пилькера для того или иного хищника, чтобы спровоцировать его на атаку.

Несмотря на то, что техника классического слоу джиггинга весьма эффективна для ловли хищных рыб на любой глубине, мы должны всё время держать в голове те времена года, и ту температуру воды, когда охотники за вашими приманками впадают в вялое состояние или становятся очень медлительными. Тоже самое происходит и с донными хищниками, которые медлительны по своей природе, и им требуется время, чтобы решиться на атаку.

Используя технику SPJ мы всегда можем правильно подобрать снасти и приманки в любую погоду и любое время, как бы не были настроены хищные рыбы, чего мы не сможем добиться с помощью классического “слоу”.

(“Чёрный групер” (Mycteroperca bonaci), пойманный с использованием техники SPJ. Фото © Luis Ramos)

– SPJ – это однообразная подача и игра приманкой в толще воды? Или существуют различные подходы и способы анимации?

На самом деле ситуация обстоит с точностью до наоборот. SPJ изменил подход к анимации приманок. Многие коллеги по увлечению, по моему мнению, долго использовали старые способы движений для ловли на приманки, предназначенные для медленной “slow” игры, копируя их из скоростного, “speed”, джиггинга. В итоге возникали всё те же старые проблемы, когда дело касалось периода низкой активности рыб, “медленных” хищников, и прочих других обстоятельств.

Хотя формы джигов и задачи были правильными, физически процесс ловли был очень тяжёлым из-за громоздкого снаряжения, сопротивления приманок в толще воды и толстых шнуров PE #.

С появлением SPJ всё изменилось и подняло вертикальный джиггинг на совершенно новый уровень. Теперь у нас есть масса разнообразных вариантов анимации пилькеров, благодаря их собственной игре и нашей возможностью ими управлять с помощью специализированных снастей.

Между различными способами подачи – “питчами” ли приманки катушкой, долгим ли падением (long fall) или высоким подбросом (high pitch), мы сможем предложить лучшую игру приманки любому хищнику в любой ситуации. От мала до велика, я ещё не встречал ту рыбу, которую бы не привлекала SPJ игра пилькеров.

(Южноафриканский солнечник, пойманный с использованием техники SPJ. Фото © Luis Ramos)

– Какими характеристиками должны обладать удилища и катушки для ловли c помощью SPJ? Можно ли ловить SPJ на те снасти, которые просто оказались под рукой в катере?

Самый простой ответ – да. Возможно, но результаты не будут одинаковыми. Удилища и катушки, разработанные для SPJ, предназначены для этой концепции ловли, и не зря.

Другим спиннингам не хватает чувствительности, лёгкости, эластичности и жёсткости, которыми обладают удилища для SPJ. Последние спроектированы для того, чтобы дать вам необходимый контроль игры пилькера, для понимания того, что происходит под водой в случае поклёвки.

То же самое касается и катушек. Не случайно выбор мультипликаторной катушки – это всегда задача номер один для фанатов SP джиггинга. Существует множество различий в характеристиках катушек для SPJ и остальными, они, данные отличия, и дают преимущества мультипликаторным в данной технике ловли.

Например, катушки для SPJ обладают возможностью вместить большее количество шнура при меньшем размере самой катушки. Такие функции как bottom lock и drag lever предоставляют нам дополнительные удобства. А больший крутящий момент (torque power) даёт возможность вытаскивать рыбу без “выкачивания” с помощью удилища, практически используя лишь катушку.

Кроме того, данные катушки позволяют контролировать высоту “шага” приманки, с их помощью подбирая игру для повторяющихся сценариев поведения хищных рыб.

Для меня очень важно единое целое: спиннинг и катушка, которые держу в своих руках, и я сам. Я ощущаю и понимаю всю информацию, которую передаёт пилькер через шнур и удилище, даже не глядя на спиннинг. Знаю и чувствую, когда происходит поклёвка при падении приманки. Обычные безынерционные катушки не дают информативности и не позволяют контролировать поклёвку. Пилькер есть источник необходимой рыболову информации, которую он передаёт через шнур, спиннинг, донося её до ролика катушки.

Как я уже сказал, успешная рыбная ловля сводится к контролю игры пилькера. Если вы сможете контролировать пилькер – вы сможете полностью контролировать процесс рыбной ловли.

(Западноафриканский латилус, пойманный с использованием техники SPJ. Фото © Luis Ramos)

– На твоём YouTube канале есть видео, где ты практически не совершаешь движений ни спиннингом, ни катушкой. Что происходит в этот момент?

В том видео я использую технику, которую иногда использую, когда хищные рыбы не проявляют интерес к искусственным приманкам. Её суть заключается в том, что нужно попытаться сымитировать движения кальмара, используя лишь перемещение лодки и эластичность удилища, не совершая других движений пилькера с помощью спиннинга. При такой медленной игре пилькера несложно поймать некрупную хищную рыбу и, вместо того, чтобы снять её с крючка и отпустить, как обычно все поступают, я её использую в качестве живой насадки, чтобы поймать на неё уже настоящий трофей.

(Большой амберджек, пойманный с использованием техники SPJ. Видео © Luis Ramos)

– Как ты подходишь к вопросу выбора приманок для SPJ, какие из них считаешь наиболее удачными на сегодняшний день? Какие веса приманок в основном используешь и на каких глубинах?

Для меня не существует такого понятия, как “универсальный” пилькер, потому что условия ловли и поведение хищников постоянно меняются, мы должны к ним приспосабливаться. Я выбираю пилькер по трём критериям.

Во-первых, я пытаюсь подобрать оптимальные форму и вес в соответствии с погодными условиями, понимая, что они могут в любой момент измениться.

Во-вторых, подбираю цвет пилькера, который должен подходить к условиям освещённости и прозрачности воды, и должен быть более всего похож на объект охоты хищника.

В-третьих, это важно, подбираю те движения и тот темп игры пилькера, которые соответствуют характеру хищника, которого пытаюсь поймать, чтобы спровоцировать на атаку.

(Серебристые горбыли Argyrosomus coronus, пойманные с использованием техники SPJ. Фото © Luis Ramos)

– Что ты можешь сказать про крючки-ассисты для пилькеров? Стоит ли обращать на них особое внимание, или можно пользоваться любыми, которые есть под рукой?

Безусловно, форма “ассистов” очень важна. Некоторые хищные рыбы захватывают своих жертв используя зубы, некоторые просто их “всасывают”. Одни охотятся в толще воды, другие – над дном. Зная, как и где кормятся хищники, мы и должны подбирать крючки для конкретных целей. Например, есть крючки, которые разработаны для того, чтобы лучше засекать рыбу, но они не подходят для ловли хищников над морским дном. Иные тонкие и лёгкие, но легко ломаются при нагрузках.

Когда речь идёт о выборе “ассистов”, нужно использовать те, которые лучше подходят для выполнения конкретной задачи. Если мы планируем ловить донных хищников, то скорее всего, нам подойдут двойные ассисты, которые меньше всего будут цепляться за дно, но так же будут тонкими и лёгкими. Часто придонные хищники всасывают свою добычу, и лёгкие двойные ассисты будут первыми, что попадёт им в рот.

Кроме того, очень важно подобрать размер крючков, который бы соответствовал тому хищнику, которого мы ловим.

Иногда я ставлю одиночные ассисты на оба конца пилькера вместо двойных, это связано со структурой костной ткани полости рта и структурой зубов у некоторых видов хищных рыб. Тем самым стараюсь защитить корд (шнур) ассиста, когда мне нужно добраться с помощью крючка до твёрдых тканей, минуя мягкие. Четыре крючка на пилькере – далеко не всегда лучше двух, всё зависит от вида рыб, которых мы пытаемся поймать. И зависит от структуры морского дна.

(Зубатый групер, пойманный с использованием техники SPJ. Фото © Luis Ramos)

– Толщина PE-шнура и шок-лидера имеют важное значение в технике SPJ? Какие ты используешь в своей практике?

Да, толщина PE-шнура и толщина шок-лидера очень важны. Иногда клёв начинается лишь после того, как вы поменяли шок-лидер или сам шнур. Мне нравится возможность быстро подбирать ключ к поимке хищника, поэтому я всегда беру три катушки с толщиной шнура от PE#1,5 до PE#3 и флюорокарбоновым поводком с разрывной нагрузкой от 14 до 30 килограммов.

Обычно начинаю ловлю с комплекта, оснащённым PE#2,5 и шок-лидером с разрывной нагрузкой 16-18 килограммов. Но если ловля происходит рано утром или на закате, я вижу крупную рыбу на эхолоте, то ставлю PE#3 и 23-хкилограммовый лидер. Рыба клюёт – отлично, нет – возвращаюсь к более деликатной снасти.

Надо всегда понимать, что нет смысла даже пытаться уговорить на поклёвку хищника, если затем не будет шанса его вытащить. Чем тщательнее мы готовимся к предстоящей рыбалке, чем осмысленнее подбираем снасти, тем лучше будет её результат.

Выбор толщины шнура и шок-лидера также должен зависеть от того, насколько рыболов умеет справляться с сопротивлением рыбы при вываживании, того вида, на которого охотится, того места, где ловит.

(Большой амберджек, пойманный с использованием техники SPJ. Видео © Luis Ramos)

– Рыболов находится над поверхностью моря, рыба, которую он ищет – бродит у дна или в толще воды. Что надо знать и понимать, чтобы с помощью приманки и SPJ найти контакт с рыбой?

Самыми важными для меня являются те знания, которые я получаю при поимке той или иной хищной рыбы, от дна до поверхности моря. Я всегда повторяю, никогда не вступайте в бой, не зная своего противника. Как вы собираетесь победить не зная где живёт ваш объект охоты, чем он питается, какой рельеф дна и какая температура воды ему нравятся, ест он рыбу или моллюсков, когда у него период размножения??

Если вы знаете всё про ваш объект охоты, то выбор пилькера и его анимации – самая простая задача для предстоящей рыбалки. Существует огромная разница между тем, когда вы поймали рыбу случайно, и тем, когда вы знаете, куда идти, чтобы поймать рыбу.

(Амберджек и горбыль, пойманные с использованием техники SPJ. Фото © Luis Ramos)

– Ты пользуешься силиконовыми приманками, приманками, имитирующими кальмаров, осьминогов и других обитателей моря, инчику и кабура? Если да, то какое место они занимают у тебя в коробках и имеют ли они отношение к технике SPJ?

На протяжении всей моей рыболовной жизни я использовал силиконовые, пластиковые и металлические приманки. Будь то рыбалка с берега или с лодки, могу сказать точно, я перепробовал всё. Из всех приманок мне не очень пригодились инчику, кабура и мадаи. Мне кажется, научиться ими ловить намного проще, чем пилькерами в контексте SPJ. Мне нравятся любые вызовы, которые заставляют задумываться. Да, все мы, наверное, знаем, что используя эти “новые” техники, можно наловить много рыбы, но я всё же предпочитаю комплексный подход к рыбной ловле. Это именно то, что я действительно ценю в рыбалке.

(Южноамериканская лакедра, пойманная с использованием техники SPJ. Фото © Luis Ramos)

– SPJ подразумевает ловлю с плавсредства. Есть ли какие-то важные моменты в оснащении катера или лодки, от которых будет зависеть качество рыбной ловли?

Всё сводится к тому, чтобы контролировать дрейф катера, ловить именно “вертикально” всё время, независимо от того, каковы условия ловли. Рыболовы используют паруса, различные виды якорей и двигателей, чтобы контролировать дрейф. Я считаю, что двигатель на нашей лодке – лучшее решение. По двум причинам. Во-первых, независимо от обстоятельств, 90% времени двигатель позволяет нам ловить хищника с вертикальной составляющей. Во-вторых, вы всегда можете с помощью мотора справиться с вываживанием крупной рыбой, если вы используете “деликатные” снасти.

Вертикальный джиггинг должен быть именно вертикальным, это обязательное условие успешной ловли и с помощью техники SPJ.

(Бурый групер, пойманный с использованием техники SPJ. Видео © Luis Ramos)

– Какой комплект (комплекты) удилище + катушка + шнур + шок-лидер на данный момент ты считаешь оптимальными и на каких ты остановил свой выбор?

Для меня не существует единого универсального комплекта, который мог бы сделать всё.

Нам нужны разные катушки, удилища, различные PE#, шок-лидеры, формы и веса пилькеров для всевозможных ситуаций и меняющихся условий в море. Течения, глубины, хищники с различным поведением, рельеф дна.

На мой взгляд, понять, какой комплект использовать в каждой ситуации – одна из самых интересных составляющих рыбной ловли. Нам всегда нужна возможность манёвра. В противном случае, мы не сможем выйти победителями из большинства ситуаций.

Несмотря на это, есть некоторые моменты, которые являются “определяющими”. Это характеристики, которыми должны обладать SPJ-катушки, а также различный строй и особенности SPJ-удилищ.

Выбор толщины PE-шнура или шок-лидера – выбор индивидуальный, он зависит от того, где вы ловите рыбу, на какой глубине, какую рыбу и, особенно, от того, ловите ли вы рыбу на “мягком” или каменистом дне.

Например, я никогда не буду использовать шнур толщиной PE#1,5 и шок-лидер с разрывной нагрузкой 14 килограммов, если моя единственная цель – это поимка донных хищников, таких как крупные груперы на каменистом дне.

Отталкиваясь от собственного опыта, я знаю, что чем снасть будет “легче”, тем поклёвок будет значительно больше, но шансы выйти победителем в борьбе будут малы или вовсе будут стремиться к нулю.

Как и многое другое в нашей жизни, баланс – это компромисс, в данном случае между выбором толщины шнура, шок-лидера и силой рыбы, условиями ловли и другими прекрасными компонентами окружающей нас природы.

(Вертикальный джиггинг в стиле SPJ. Видео © Luis Ramos)

– Что ты можешь пожелать читателям “adriaticnature“?

Лучший совет, который я могу дать своим коллегам-рыболовам: изучайте природу! Изучайте всё, что связано с обитателями моря в ваших краях. Вы не сможете совершенствовать технику SPJ, если не сможете найти рыбу. Изучайте природу, именно эти знания подскажут вам, где найти тех хищников, которых вы хотите поймать. Природа не механична, и никогда не станет таковой, но существуют те закономерности, которые предстоит узнать, и именно они помогут вам стать лучшими рыболовами!